Речь.

i i i i i i i i i i i i i

Проблемы с речью с точки зрения нейропсихолога

«Алло, здравствуйте!....»  –  пожалуй, сложно представить начало телефонного разговора без этой знакомой всем фразы такой простой и естественной. Для взрослого человека речь – неотъемлемая часть жизни, инструмент общения, редко кто задумывается над тем, что речь - отражение нашего бытия. То, как человек говорит, отражает его мышление, эмоциональное состояние, культуру, образованность, национальность и состояние здоровья.  Развиваясь тысячелетиями, человеческая речь стала основной формой общения, посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Мало кто знает, что для возникновения речи необходима зрелость и слаженная работа базового уровня, складывающегося из движений, восприятий, памяти, преодоления многих неблагоприятных явлений, таких как: гипертонус и гипотонус, телесных установок, вредных привычек (сосание пальца, кулака, обгрызание ногтей), синкинезий (сочетанных движений, когда движению руки помогает движение языка, глотанию помогает движение ноги и т.д.). Наличие  этих расстройств движений мешает развитию и становлению речи, влияя на развитие мышления, интеллекта, эмоциональной сферы и интеллекта в целом. Проявляются проблемы в коммуникации, в построении отношений с близкими, друзьями, а во взрослом возрасте и с коллегами в профессиональной среде.

Воспринимать информацию на слух не является простым и автоматизированным процессом. Для того, чтобы слышать, понимать и запоминать, надо уметь хорошо говорить!  

В формировании речи важное значение имеет левшество и правшество. У правшей и левшей по-разному развивается и речь. Если у взрослого грамотного человека (правши) корковые поля средних отделов левого полушария играют ведущую роль в мозговом обеспечении речевых процессов, то у детей, (левшей и правшей) еще не владеющих грамотой (до 5-6 лет), речевые процессы (понимание устной речи и активная речь) обеспечиваются мозговыми структурами и левого, и правого полушарий. У взрослых левшей активное участие в речи и восприятии мира проходит при заинтересованности правого полушария.  Таким образом, мозговая организация высших психических функций меняется в процессе жизни и развития человека, а также отличается у левшей и правшей.  Ребенок дошкольного возраста заполняет целые часы речью для себя. У него возникают новые связи, новые отношения между функциями, такие, которые в первоначальных связях его функций не были даны. Особое, центральное значение это имеет для овладения собственным поведением, как саморегуляция и самоконтроль, проблемы с этими функциями (расторможенность, гиперактивность или наоборот вялость) напрямую мешают развитию речи.

Нейропсихологический метод изучения и развития речи является единственным на сегодняшний день эффективным способом развития и изучения речи, поскольку изначально разработан А.Р. Лурией и его учениками для системного анализа взаимодействия мозга и психики как единства.  В результате нейропсихологического обледования речи выявляются базисные патогенные факторы, а не актуальный уровень знаний и умений, которые можно «натренировать», т.е. «натаскать» ребенка по определенной программе. Ведь педагогическая запущенность, и первичная несостоятельность мозговых структур могут проявляться одинаково — «двойка» в школе. А оценка речи взрослых зачастую заканчивается описанием общей культуры, образования, черт личности, характера, часто упускается и не анализируется функциональная сторона работы мозга и связи его с высшими психическими функциями.

 

Особое внимание нейропсихолога привлекает то, что включение ребенка или взрослого в активную, развернутую речевую деятельность затруднено: все базисные характеристики речи (сенсорная, моторная, номинация, повторение, понимание) слабые, при этом, первично сильными могут быть память, узнавание предметов, хорошее образное мышление. Или наоборот, речь может быть достаточно развитой, но человек постоянно запинается, останавливается, припоминая то или иное слово, в таком случае могут быть проблемы с памятью, с плохо развитой сферой образного мышления. 

Приглашаю Вас на нейропсихологическое обследование, после чего Вы получите  функциональное заключение и индивидуальную программу коррекции и развития речи в Вашем конкретном случае, чтобы работать не со следствием, а с причиной речевых нарушений. Результаты диагностики учтет Ваш логопед, зная более глубокие причины проблем с речью, грамотный специалист подберет методику занятий.

 

Наверх