БОС-ЭЭГ терапия

i i i i i i i i i i i i i

Использование БОС-ЭЭГ-терапии в нейропсихологической коррекции функциональных звеньев психики.

Восстановление нарушений памяти, вызванных первичными нарушениями внимания.

               Исходя из длительных наблюдений пациентов, проходящих курс нейрокоррекции оказалось очень эффективным использовать нейротренинг БОС-ЭЭГ, ведь спектр тех нарушений, с которыми можно работать достаточно широк:

-коррекция нарушений внимания у детей и взрослых, с нарушениями работы головного мозга и нервной системы, улучшение концентрации и распределения внимания, переключаемости с объекта на объект;

-улучшение кратко-срочной и долгосрочной видов памяти;

-развитие самоконтроля, усидчивости, то есть улучшение работы первого функционального блока мозга;

-улучшение восприятия: коррекция зрительно-пространственной сферы;

-работа над навыком мышечного и общего эмоционально-психического расслабления;

-тренировка (выработки навыка) состояния релаксации («альфа-состояние») при неврозах, психосоматических расстройствах или для решения обратной задачи - активации мозговой деятельности при органических нарушениях(начальных проявлениях органического диффузного поражения мозга, последствиях энцефалопатии, нейроинфекций, церебрастеническом синдроме, при некоторых формах эпилепсии).

Что же такое БОС-тренинг?

             Основой для создания метода БОС послужили исследования механизмов регуляции физиологических и развития патологических процессов, а также результаты изучения рациональных способов активации адаптивных систем мозга здорового и больного человека. Многие исследователи -нейрофизиологи: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, К.М. Быков (теория кортико-висцеральных связей), П.К. Анохин (теория функциональных систем), Н.П. Бехтерева (теория устойчивых патологических состояний) разрабатывали и использовали методы, в которых устанавливалась биологическая обратная связь с организмом на основе изменения различных параметров (пульсовой волны, мышечной силы, артериального давления).

             Принцип БОС прост — для того, чтобы человек научился влиять на какой-то физиологический или биохимический процесс, он должен получать информацию о результатах своих действий. Аппаратура биологической обратной связи действует как корректировщик, показывая человеку, в каком направлении меняется тот или иной процесс. Полученная информация обрабатывается на компьютере, после чего предоставляется пациенту в удобном для восприятия виде. Человек смотрит на экран монитора, отслеживая, в каком направлении меняются его физиологические процессы. Проще говоря, пациент начинает видеть и слышать свои физиологические реакции, в обычных условиях не доступные сознанию. Это создает условия для терапевтического восстановления, нормализации  этих физиологических реакций путем переобучения. В ходе повторения сеансов пациент обучается, например, подавлять усиленные медленные волны в электроэнцефалограмме, являющиеся причиной ухудшения функции внимания и ряда других неврологических расстройств. 

Что такое электроэнцефалограмма?

Это сложный ритмический рисунок биоэлектрической активности головного мозга, результат взаимодействия его многочисленных регуляторных систем, обеспечивающих высший уровень управления в организме. Имея возможность изменять характер ритмической активности головного мозга, мы тем самым получаем доступ к рычагам, от которых зависит функционирование его регуляторных систем. В несколько упрощенной форме функциональные особенности основных ритмов ЭЭГ представляются следующим образом.

∆  Медленные волны (дельта-ритм, 0.5 – 4 Гц) связаны с восстановительными процессами, особенно во время сна, и низким уровнем активации. При многих неврологических и других нарушениях дельта-волны заметно усилены. Наоборот, избыток усиленных дельта-волн в ЭЭГ практически гарантирует наличие нарушений внимания и других когнитивных дисфункций.

ϴ  Тета-ритм (4-8 Гц)  Усиленный тета-ритм часто наблюдается при психотических нарушениях, состояниях спутанности сознания, сотрясениях мозга. В то же время, в норме тета-волны связаны с измененными состояниями сознания, а также эмоциональным реагированием.

Α  Альфа-ритм (8-12 Гц) соответствует «холостому ходу мозговой машины» и связан с расслабленным состоянием бодрствования. Переживания страха, гнева, тревоги вызывают депрессию альфа-ритма. Сенсомоторный ритм (12-14 Гц) обычно связан с состоянием покоя тела и активным состоянием внимания, направленного вовне. Заметно редуцирован при синдромах нарушения внимания, патологических страхах, аффективных нарушениях, расстройствах, связанных с хроническим стрессом.

 ß  Бета-ритм (14-20 Гц) в норме связан с высшими когнитивными процессами и фокусированием внимания.

Итак, основной принцип использования БОС-ЭЭГ тренинга для реабилитации и развития работы мозга понятен, первично преследуется цель: улучшить концентрацию и распределение внимания пациента, скорректировать зрительно-пространственную сферу, проще говоря – восприятие, усидчивость, стабильность процессов вниманияю.

Однако в ходе практических занятий с детьми я заметила, помимо всего прочего, выраженную помощь этих сеансов в развитии памяти.

Пример: пациент -мальчик, 5 лет. При нейродиагностике отмечено выраженное снижение различных видов памяти: краткосрочной и долгосрочной, при норме оперативного запоминания слов (5 +/- 2 ед.) – запоминает 1-2 слова, зрительные символы – 1-2ед. А также дефицитарность зрительно-пространственной сферы: восприятие простых предметных и зашумленных изображений выраженно затруднено.

В анамнезе: сенсо-моторная алалия, РЦОН, миатонический синдром, с-м гиперактивности и снижения внимания, церебро-астенический с-м. Обычные методы нейрокоррекции не способствовали улучшению памяти и мотивации запоминания, ребенок отвлекался на внешние раздражители, отказывался заниматься. На первом же сеансе БОС-ЭЭГ тренинга при прохождении игры «Релакс» (частое появление на экране зашумленных картинок, было дано задание концентрировать зрительное внимание на появляющихся образах (явления природы, животные, птицы и т.д.) с целью улучшения четкости этих картинок на мониторе. Внимание, задание запоминать картинки дано не было! По окончанию сеанса ребенок смог назвать более 11 изображений, спустя сутки, он также смог их перечислить. Таким образом, первичным нарушением выступило именно снижение регуляторных функций: концентрации и распределения внимания, а также слабость эмоционально-волевой сферы, недостаточность мотивации к выполнению заданий, данных ранее на нейрокоррекционных занятиях. Сама память оказалась вполне нормативной: краткосрочная и долгосрочная ее виды.

В дальнейшем, в конце курса нейрокоррекции ребенок показал замечательные результаты при обследовании памяти с помощью бумажных носителей (трудно-вербализуемые фигуры –символы): 4 ед.- краткосрочное хранение и 4 ед. –долгосрочное, а также вербальный тест (6 слов): 5 ед.-краткосрочное хранение информации и 5 ед.-долгосрочное хранение.

              Таким образом, коррекция нарушений памяти была проведена в более короткие сроки благодаря методике БОС-тренинга и улучшению внимания ребенка.

           В целом нужно признать методику БОС-тренинга достаточно эффективной, т.к. возможно достаточно гибко использовать, включая в любые программы нейропсихологической коррекции функциональных звеньев головного мозга пациента.

Бесспорно: использование БОС-ЭЭГ метода многогранно и вполне отвечает современным требованиям к проведению нейрокоррекционных занятий в курсе общей реабилитации пациентов.

Новый аппарат БОС-ЭЭГ "Кинезис" позволяет тренировать все виды волн, программа составляется индивидуально.

Новые игры и оборудование, отвечающее требованиям времени позволяют более эффективно проводить нейрокоррекцию у детей и взрослых.

 

Наверх