Агрессия детей

i i i i i i i i i i i i i

Агрессия детей в школе. Почему дерутся дети?

               Само понятие «агрессия» намного шире, чем мы привыкли воспринимать, а именно как физическую форму насилия одного человека над другим. Существует помимо физической формы еще вербальные, то есть речевые варианты проявления агрессии: грубые слова, а так же и невербальные: жесты, мимика, крики, позы ребенка. Драка это всегда результат неразрешенного мирным путем конфликта. Вообще, конфликт, как столкновение двух сторон, явление естественное в среде детей и подростков. Детям свойственна поляризация, то есть восприятие мира «или черное, или белое». В возрасте до 16-17 лет еще недостаточно готов мозг и психика ребенка к компромиссам, но самое главное, что сфера регуляции не развита до необходимого уровня. Поясню что такое регуляция: это баланс между возбуждением и торможением в нервных клетках, сами понимаете, что у всех детей он осуществляется по-разному.

Чаще бывают аффективно-возбудимые дети, реже достаточно уравновешенные, нередко и тормозимо-инертные. Все дети разные, но абсолютно у любых детей могут возникать приступы агрессии. Связано это прежде всего с особенностью школьной нагрузки на психику. Ежедневно, много часов подряд активно задействуется когнитивный уровень, при этом регуляторные функции направлены не на разрядку, не на физическую активность, игру, а на поддержание внимания, усидчивости, мышления, логических процессов, навыков письма, счета и чтения. Вот и получается, что ребенок, выйдя из класса, переполнен скопившейся энергией, нерастраченной на движение! Одни умеют эту энергию направить в мирное русло, донести ее до секции после уроков, а другие дети – нет.

С чем это связано? Причин много, но в целом нужно проводить тщательную диагностику у двух специалистов: невролога и нейропсихолога. Невролог оценит уровень работы ЦНС и головного мозга (координацию, тонус, рефлексы, общее состояние здоровья), нейропсихолог же может выяснить степень зрелости всех уровней работы головного мозга (регуляторной сферы, когнитивной, аффективной). Очень часто причиной агрессии и самоагрессии является тревожность ребенка, низкая самооценка, эмоциональная лабильность (нестабильность). Педагогами принято очень часто винить в этом родителей, мол, мало любви и внимания уделяете ребенку, или наоборот корят в гиперопеке, но существуют объективные причины, т.е. заболевания нервной системы, такие как эпилепсия или нарушения ритма и активности головного мозга (различные формы, протекающие без приступов), часто они приводят к гипервозбудимости ребенка, вспыльчивости, различные неврозы, которые может диагностировать опытный врач. Однако от родителей конечно же зависит важная помощь в решение проблемы агрессии: провести обследование нервной системы и работы головного мозга, пройти курс нейрокоррекции и полной диагностики психики ребенка. В наше время с помощью современных проективных методик возможно выяснить причины внутренних проблем и отклонений в развитии личности.

Подводя итог, следует отметить, что агрессия среди детей (особенно мальчиков) явление естественное. Желание лидировать часто связано с внутренними амбициями, которые двигают поведением ребенка, но важно обучить детей направлять эту энергию в мирное русло, давать возможность и главное научить выплескивать скопившийся негатив не на одноклассников и членов семьи, а в движение, в работу над собой, в спорт, творчество.  Родителям же нужно помочь структурировать жизнь ребенка: предоставить ребенку возможность учиться и много интенсивно физически развиваться! Грамотные специалисты: невролог, кинезиотерапевт, тренер ЛФК, нейропсихолог могут подобрать методы коррекции нежелательного поведения.

Помните, здоровье ваших детей и атмосфера семьи в ваших руках!

Наверх